Новости

17.Апр.2017

Премьера в Калининградском музыкальном театре

21 апреля (пт) в 19 часов и 22 апреля (сб) в 18 часов — премьера в Калининградском областном музыкальном театре — музыкально-фольклорная драма «БЕСПРИДАННИЦА» по пьесе А.Н.Островского. Режиссер и художник — Елена Сафонова.

«Бесприданница» — пьеса Александра Николаевича Островского, работа над которой продолжалась в течение четырех лет. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.

Психологическую драму А. Островского «Бесприда́нница» режиссер-постановщик Е. Сафонова трансформировала в музыкально-фольклорную драму, раскрыв катастрофу человеческой натуры не только через характеры персонажей, но и через цыганские песенные мотивы.

«Бесприданница» - единственная пьеса А. Островского, в которой выведены на сцену цыгане. Режиссер-постановщик Е. Сафонова также делает особый акцент на цыганские мотивы: на сцене то и дело появляется цыганки - вольный народ, страстный и опасный, как сама природа. Столкновение персонажей пьесы А. Островского с жизненными обстоятельствами, с ближним окружением приводит к трагическому финалу. А кто герой, способный на поступок, кто злодей, кто жертва — решать зрителю.

ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ

Елена Сафонова, режиссер и художник музыкально-фольклорной драмы «Бесприданница» по пьесе А.Н.Островского

21 и 22 апреля состоится премьера музыкально-фольклорной драмы «Бесприданница». Это не первый спектакль, который вы ставите в Музыкальном театре. Ваши постановки всегда яркие, всегда — о чувствах. «Бесприданница» - не исключение?

Да, не исключение — и яркий, и о том же. Я считаю, что «Бесприданница» Александра Островского — одна из величайших пьес классического репертуара, что это академия для артиста — встреча с таким автором. Тем более, что в Калининградском Музыкальном театре есть кому сыграть эту пьесу, что является очень определяющим моментом. Я многие пьесы Островского в Костроме делапла как художник-постановщик. И выяснилось, что Островский настолько многогранный автор, в нем есть столько пластов, что его можно ставить, ставить и ставить бесконечно. Сейчас уж понятно, что калининградская «Бесприданница» будет совершенно не похожа на тот спектакль, который идет в Костромском театре — потому что артисты диктуют свою историю. Островского называют «автором для артистов», потому что постоянно открываешь все новое и новое — и в этой работе было очень много открытий для меня. Здесь появился свой спектакль Островского, который может быть только в Калининградском Музыкальном театре — так как здесь есть такие артисты. Я уж и не говорю о возможностях труппы в вокальном плане.

Как появился этот жанр — музыкально-фольклорная драма?

Тема цыган у Островского есть только в пьесе «Бесприданница» - в отличие, скажем, от Толстого, у которого цыгане появляются в произведениях регулярно. Эта стихия мне как режиссеру очень близка: цыганская страсть, цыганское неподчинение общим стандартам. И понимание любви и цены за нее у цыган совершенно особенное. Впрочем, на этот вопрос каждый отвечает по-своему — и герои спектакля тоже. В пьесе звучит такая мысль — все хотят любви, но любит ли кто-нибудь? В спектакле мы исследуем тему поиска любви — любовь она или страсть, созидает или разрушает. Нельзя сказать, что кто-то плох или хорош — каждый и плох, и хорош одновременно. На человеке нельзя поставить клейма, потому что самое важное — какие поступки он совершает. И цыганская стихия является не просто фоном — камертоном для действий героев. И мне особенно важно, что ее создают женщины-цыганки — исходя, видимо, из моего личного опыта и пристрастий. Каждая пьеса, над которой я работаю — про мужчину и женщину, и постоянно появляются новые вопросы...

Есть такие герои, о которых у зрителя возникают собственные представления. В театре они могут их подтвердить или опровергнуть. А ваши герои «Бесприданницы» - какие?

Прежде всего мы работаем с автором, с пьесой, не опираясь на другие образы, созданные в кино или театре. Мы ищем своих героев — они молодые, страстные, живые. Главное, чтобы зрителю было интересно следить за их взаимоотношениями: кто за кого, кто против кого. И, конечно, важен образ Ларисы. Он сложен и неординарен не меньше Гамлета, и в таких ролях очень важна личность артиста. Наша Лариса — артистка Елена Альфер. С артистами не всегда угадаешь, в какую сторону пойдет выстраивание образа. Островский тем и хорош, что его пьесу нельзя сыграть, если не расшифруешь его героев — мотивацию их поступков, эмоциональность, атмосферу... Еще раз повторюсь — все это, в подробностях, задает автор пьесы как код, который требует расшифровки. Мы очень надеемся, что история у нас получится не хрестоматийная, а происходящая сейчас, сегодня — и всегда. Мы уже приближаемся к премьере, и как режиссер я актерами довольна: ведь только в сотворчестве с артистами удается прийти к обоюдно успешному результату. Приглашаем вас на премьеру!