Новости

15.Апр.2013

Андрей Степаненко: «В принципе, моя задача проста - сформировать полноценную творческую единицу»

photo-1В Калининградском областном оркестре русских народных инструментов - новый художественный руководитель и дирижер. Андрей Степаненко рассказал журналисту Евгении Романовой о том, как намерен сделать из оркестра коллектив современный, креативный, конкурентоспособный и востребованный в России и Европе.

 

- Андрей, давайте по порядку: вы – выпускник Нижегородской консерватории…

 

- Я родом из Ярославля, окончил Нижегородскую консерваторию по двум специальностям – как баянист, концертный исполнитель, и как дирижер народного оркестра. В Нижнем несколько лет работал в профессиональном оркестре русских народных инструментов, в камерных ансамблях. Это была довольно напряженная и разнообразная профессиональная жизнь – как, наверное, у всех музыкантов в больших городах: чем крупнее город, тем большие усилия требуются для того, чтобы продвигать себя, искать новые площадки, новые пути взаимодействия со зрителем. Я пробовал себя и в эстрадных коллективах, даже играл на клавишных в рок-группе. Одним словом, знаю сцену со всех сторон. Не секрет, что народный оркестр в нынешнем музыкальном пространстве оторван от основной массы публики и существует скорее как музей. Часто очень хорошие коллективы теряют коммуникацию с современной жизнью, - и это обидно. Мне всегда хотелось найти какие-то точки соприкосновения народного оркестра с современной публикой.

 

- Сколько музыкантов в штате Калининградского областного оркестра русских народных инструментов?

 

- Оркестрантов – 30 человек. Как я понял, раньше было намного больше. Я совсем недавно приступил к работе и только начал вникать в структуру оркестра. Когда работал в Нижегородском оркестре, мы часто ездили на различные фестивали (в Липецке, Екатеринбурге), так что оркестров я повидал много – порядка 20-30-ти, почти все, что существует в России на сегодня. А сразу после окончания консерватории уехал в Ярославль и устроился работать в местный оркестр русских народный инструментов «Струны России». Таким образом, у меня была возможность сравнить два совершенно разных коллектива, посмотреть, как они пытаются выживать. В Нижнем Новгороде оркестр состоит по большей части из студентов консерватории, соответственно, репертуарная направленность – это, в основном, академическая музыка, классическая и современная. Иногда мы даже давали концерты, что называется, для избранных ценителей современной музыки для русского народного оркестра. В Ярославле был репертуар демократический, популярный, что тоже интересно. Не секрет - в консерваторских городах с кадрами намного проще. В Ярославле консерватории нет, в отличие от Нижнего, - есть неплохое музыкальное училище, но, как все училища сейчас, переживает не лучшие времена. В ярославском оркестре, кстати, должность дирижера вакантна – и мне оттуда тоже был сигнал, но я выбрал Калининград.

 

- Каким образом все-таки получилось, что вы возглавили калининградский оркестр?

 

- На имя ректора Нижегородской консерватории из Калининграда поступило письмо о том, что в областном оркестре русских народных инструментов есть необходимость во втором дирижере. Предлагали приехать, сделать программу, показать себя. Я приехал в феврале, поработал с оркестром, сыграли что-то на публике – концерт состоялся 28 февраля в концертном зале филармонии. Мне поступило предложение занять место второго дирижера, а потом и возглавить коллектив: чтобы можно было не только работать с оркестром, но и что-то менять в плане дальнейшего продвижения, нужны соответствующие полномочия. Я думал долго, это довольно ответственный шаг, от действий руководителя многое зависит. Проблема этой должности состоит еще и в том, что в ней совмещаются вещи несовместимые – администрирование и художественная, творческая деятельность. Художник – натура ветреная и эмоциональная, подверженная влияниям, а администратор должен быть константой. С одной стороны, надо найти взаимодействие с коллективом как с творческим организмом, чтобы музыканты загорелись твоими идеями, чтобы складывалась совместная творческая жизнь на сцене, с другой стороны - быть, по сути, чиновником. Задача непростая, но, мне показалось, я смогу с ней справиться, – и появились конкретные идеи. Конечно, с ходу возникает много проблем, которые надо решать: помимо творческой работы, какие-то бытовые вопросы с инструментами – их наличием, отсутствием, качеством…

 

- И с протекающей крышей?

 

- (Смеется) Слава Богу, крышей у нас занимается директор, а моя забота – материальная часть оркестра как такового: чтобы коллектив звучал полноценно, нужны вложения. Конечно, сразу все не получится, сейчас я пока собираю материал, знакомлюсь с положением дел. Кроме того, оркестр существует в определенной культурной среде. Как он соприкасается с этой средой, какую роль играет в городе – пока я этого не знаю. Нужно ходить на концерты, знакомиться с творческими людьми, искать какие-то точки соприкосновения с местным культурным сообществом. Сейчас мы готовим концерт с приглашенными вокалистами из Санкт-Петербурга, он состоится 27 апреля во Дворце культуры моряков. У нас пока нет своей «прикормленной» площадки: на Судостроительной хороший зал на 280 посадочных мест, с неплохой акустикой и довольно приличного вида. Конечно, для того, чтобы сюда пошел народ, необходима колоссальная рекламная работа, но мы все-таки попытаемся раскрутить это место.

 

- Как вы намерены выстраивать репертуарную политику оркестра?

 

- Если говорить о предстоящем концерте: программа называется «Весна, весна, пора любви…», это популярная классика из опер и оперетт, романсы, неаполитанские и русские народные песни. Наша задача – не просто создать весеннее настроение, но и показать разнообразную музыкальную палитру. Через хороших академических вокалистов мы намерены привлечь внимание публики к народному оркестру и показать, что коллектив может решать сложные творческие задачи. Хотелось бы изменить устоявшееся мнение, что оркестр русских народных инструментов по определению не может быть креативным и конкурентоспособным.

Смысл реформ - в том, чтобы сделать коллектив известным в России: российское музыкальное сообщество и публика должны знать, что в Калининграде есть оркестр русских народных инструментов, который не стыдно пригласить на фестиваль, который может дать хороший концерт, выступить с известными солистами. В принципе, задача простая – сформировать полноценную творческую единицу.

 

- Вы ставите на Россию, но не можете не понимать, что уникальность калининградского географического положения предоставляет широчайшие возможности продвижения, скорее, в противоположную от России сторону – тем более, для оркестра русских народных инструментов…

 

- Любой коллектив, честно делающий свое дело, не может не быть интересным. Говоря языком маркетинга, хороший продукт будет востребован и в России, и на Западе. Плюсы уникального калининградского географического положения мы должны использовать, стараясь извлечь из этого максимальную пользу – и для коллектива, и для региона.

 

- Как вам показался оркестр, когда вы в первый раз приехали сюда в феврале?

 

- В таких оценках всегда надо учитывать региональные особенности. Некорректно сравнивать калининградский оркестр с лучшими оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга или больших сибирских городов, а на среднем российском уровне оркестр выглядит вполне пристойно. Здесь есть хорошие музыканты, они хотят играть, развиваться, двигаться дальше. Что касается профессионализма… Отсутствие в городе высшего музыкального учебного заведения и оторванность от Большой России создают ситуацию замкнутости, ограниченности - к сожалению, это данность. Но даже при всех негативных факторах калининградский оркестр – очень здоровый коллектив, с ним приятно работать, музыканты адекватны и реагируют на дирижера. На мой взгляд, вполне реально выстроить полноценный творческий диалог.

 

- Как региональное министерство культуры намерено решать проблему с жильем для вашей семьи?

 

- Мне пообещали предоставить служебную квартиру, сейчас оформляются документы. Решение жилищной проблемы позволит спокойно заняться профессиональной деятельностью. Со стороны министерства это очень важный шаг, поскольку я человек семейный, - и огромное спасибо за то, что вот так сразу пошли навстречу.

 

- А ваша супруга, насколько я знаю, по образованию актриса и еще преподает?

 

- Актриса кукольного театра – и сейчас преподает в Ярославской театральной академии.

 

- Как она приняла ваше решение переехать в Калининград?

 

- Ну, что делать: у жен такая участь – следовать за мужьями. Конечно, все не так просто, у нас маленький ребенок, чтобы его сюда как-то транспортировать, нужно делать загранпаспорт и т.д. Но все это надо воспринимать как объективные трудности: так или иначе, меняя свою жизнь, мы идем на какие-то жертвы или неудобства.

 

- И сегодняшняя жертва завтра обернется успехом…

 

- Да, вот климат местный не всем подходит. Я, например, здесь мерзну все время, постоянно в шарфе хожу, - нет, даже не мерзну, а скорее, зябну (смеется)…

 

- В завершение давайте подробнее расскажем о солистах, которые примут участие в вашем первом концерте в качестве художественного руководителя Калининградского областного оркестра русских народных инструментов…

 

- Это сопрано Софья Некрасова и тенор Владимир Дмитрук, аспиранты Санкт-Петербургской консерватории, они выступают как приглашенные солисты во многих постановках театра «Санкт-Петербургъ Опера». Я еще играю на бандонеоне, выступал как-то в Питере вместе с оркестром русских народных инструментов, там и познакомился с этими ребятами. Пригласил в Калининград, они заинтересовались, мы вместе составили программу. У них очень плотный концертный график, в Санкт-Петербурге чрезвычайно насыщенная культурная жизнь - и если вокалист востребован, его вытащить практически невозможно. Хороший солист всегда показывает и себя, и оркестр. По солистам, которые работают с коллективом, судят об уровне коллектива, – и мы постараемся соответствовать.

 

Текст - Евгения Романова