Новости

02.Дек.2019

Выставка «Богородица – защитница и заступница» (из частной коллекции А.Балыко)

5 декабря 2019 года в 17 часов в Калининградском историко-художественном музее состоится открытие выставки «Богородица – защитница и заступница». Здесь впервые представят около 130 икон из частной коллекции Андрея Балыко. В основе экспозиции – образы Пресвятой Богородицы.

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам апостолов, и в церковных песнопениях упоминается о написании её иконы апостолом Лукою. Как известно, кроме науки врачевания он знал ещё и искусство живописи. Чтобы удовлетворить желания первых христиан, Лука изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках, потом написал ещё две иконы и принёс все три самой Владычице. Увидев своё изображение на иконах, Она повторила своё пророчественное слово: «Отныне ублажат Мя вси роди» и присовокупила: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет». Одна из трёх, удостоившихся благословения самой Владычицы, на которой изображена Богородица одна, именуется Милостивою, как умоляющая сына своего о помиловании. Другая икона, на которой изображена Богородица, держащая сына своего с левой стороны, называется Одигитрия, то есть Путеводительница наша. Третья, на которой Пресвятая держит младенца с правой стороны, именуется также Милостивая, но в отличие от первой называется Милостивая Киккская.

Иконами как искусством стали интересоваться в XIX веке. Их начали коллекционировать, изучать, сложились частные коллекции, среди которых самыми крупными были собрания Павла Третьякова, Ильи Остроухова, Степана Рябушинского.

Более 30 лет посвятил собиранию икон вильнюсский коллекционер Андрей Валерьевич Балыко. Предмет его особой страсти – популярная в начале XVIII века миниатюрная живопись. В 2007 году в коллекции насчитывалось более 300 редких и ценных икон. В 2008 году произошло похищение коллекции, и только через полтора года, благодаря правоохранительным органам, удалось вернуть 11 икон, а в 2013 году – ещё 69. Работа коллекционера продолжилась, а ценное собрание было представлено в Музее дворца Радзивиллов и в Национальном музее Литвы.

Немалая часть икон в коллекции А. Балыко написана по индивидуальным заказам. Родиной их происхождения были такие центры иконописи как Ярославль, Тверь, Кострома, Москва. Особая филигранная манера письма, сдержанный колорит, вытянутые пропорции, богато украшенные одеяния отличают иконы палехских и мстерских мастеров. Иконы из Ветки (республика Беларусь), бывшей крупным центром иконописи и снабжавшей своей продукцией старообрядцев по всему миру, отличаются декоративностью, радостным ярким колоритом, множеством золотых орнаментальных мотивов и барочных картушей с надписями. Иконы подписывались редко, но в собрании А. Балыко есть 3 подписанных иконы, среди которых «Печерская икона Божьей Матери» (Ковров, Тверь) и Икона «Божьей Матери Трёх радостей» (Ф.Рыбаков, Каунас).

С XVII века принято украшать иконы окладами или ризами. Оклад, покрывавший всю икону, становился как бы второй металлической иконой. В данном случае можно говорить о стилях – «византийский стиль» XVII века сменился барочным, в начале XIX века проявил себя классицизм, в 20-30-е годы XIX в. – ампир, затем необарокко. Для «русского» стиля характерна красочность, широкое использование эмалей. Впоследствии стали писать иконы, имитирующие металлические оклады, гравированные золотыми фонами и полями, воспроизводящими орнаменты в технике эмали. Металлические оклады сочетались с шитьем, в котором использовались дорогие материалы – шёлк, золотые и серебряные нити, жемчуг. Украшением выставки являются иконы-миниатюры, написанные в разных техниках нательные и паломнические образцы. Также в экспозиции можно увидеть золочёные и резные киоты (шкафчики для икон). Некоторые из них А. Балыко приобрёл пустыми и отреставрировал.

История икон часто похожа на людские судьбы – они много скитались и прятались, чтобы донести до нас взгляд из прошлых столетий.

Выставка «Богородица – защитница и заступница» работает до 19 января 2020 года.